01 сентября 2015  |  1934

Виталий Неменов: «Стратегические альянсы превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы»

CRE Retail № 29 / сентябрь 2015 Марина Смовж
share tweet поделиться Email
Тенденция создания отраслевых союзов ритейлеров легко объяснима - демонстрируя поставщикам большие общие обороты, каждый участник объединения получает существенную скидку, а также возможность влиять на поставщика. О том, какие еще преимущества и обязательства есть у участников потребительского общества «Дрогери Союз», рассказал Виталий Неменов. 

Почему был создан союз? Стала ли текущая экономическая ситуация основным драйвером его создания? Или идея родилась давно, и только сейчас появилась возможность ее реализовать?
В современных экономических условиях торговым сетям сложно побеждать в конкурентной борьбе исключительно благодаря собственным ресурсам. Все ритейлеры одного сегмента сталкиваются с более или менее схожими проблемами, у нас идентичные потребности и пути решения задач. Рациональность коллективного решения насущных вопросов жизнедеятельности сетей очевидна. Объединение компаний в стратегический альянс на кооперативной платформе дает не только прямые бизнес-выгоды (консолидация торгового оборота, увеличение квантов поставок СТМ и т. п.), но и открывает возможности для обмена лучшими практиками, взаимного обучения и других синергетических эффектов.
Стратегические альянсы являются самой перспективной формой интеграции компаний, именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания транснациональных корпораций в 90-х годах. Прогнозируется, что в ХХI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы.

Как будет строиться партнерство в «Союзе»? Каковы основные направления совместной деятельности компаний, входящих в «Союз»?
Юридическая форма «Дрогери Союза» - потребительское общество. А это означает, что все пайщики кооператива (торговые сети) равноправны при принятии решений. Вне зависимости от размера пая реализуется принцип: один пай равен одному голосу. Доходы же от коллективной деятельности будут распределяться пропорционально размеру пая.
Работа по направлениям организована с помощью системы торговых комитетов. В состав ТК входят представители сетей-пайщиков. Они формируют стратегию и приоритеты в работе направления. Реализуют поставленные задачи.

Ранее заявлялось, что в конце марта будут осуществлены совместные закупки продукции через «Союз». Они состоялись?
В апреле в рамках торгового комитета «Сезонные товары» был размещен первый консолидированный заказ ПО «Дрогери Союз». В закупке ассортимента товаров к новогоднему сезону 2016 приняли участие большинство сетей-членов альянса.
Также запустился ряд совместных проектов по созданию и производству товаров под собственными торговыми марками, разработанными в рамках ПО «Дрогери Союз». Такие товары, как детские подгузники, женские колготы, аэрозольные освежители воздуха, твердое мыло, средства для сантехники и другая бытовая химия, начнут появляться на полках сетей-участников альянса уже с августа 2015 года.
Планируется консолидация закупок брендов не первого эшелона, но по цене и качеству очень востребованных нашими покупателями.
Планируется, что в течение года объем консолидированных закупок достигнет 8-10% от оборота каждой сети.

Совместные закупки отчасти предполагают прозрачность в деятельности компаний-членов «Союза». Тем не менее они остаются конкурентами. Как в данном случае справиться с этим противоречием? Как удается вести совместную деятельность и отличаться от других?
Безусловно, на первоначальном этапе создать атмосферу полной открытости мешал низкий уровень доверия участников, ведь на первых встречах многие участники видели друг друга первый раз. Но достаточно быстро все пришли к пониманию необходимости совместных действий.
На примере коллег из food-сегмента мы видим, как ритейлеры из одного региона организуют местные закупочные союзы, финансируют работу единых РЦ и т. п. Сегодняшние реалии таковы: только уверенные в своих силах соседи по региону смогут сообща отстоять свой рынок.
Совместная работа людей, находящихся в разных географических точках Российской Федерации, требует особой внимательности, отзывчивости, готовности в любой момент оказать поддержку и участие. Первые общие Skype-конференции торговых комитетов показали чрезвычайную важность внимательного отношения друг к другу и четкого самостоятельного выполнения взятых на себя обязательств. Только в этом случае такая форма организации работы команды даст положительные результаты.

Гипотетически можно ли предположить в будущем сделки по слиянию/поглощению компаниями-участницами «Союза» друг друга?
В настоящее время данный вопрос не обсуждается.

При создании «Союза» предполагалось создание единой для компаний-участниц собственной торговой марки. Для каких категорий товаров она будет работать?
Сейчас идет процесс формирования общего пула поставщиков собственной торговой марки (СТМ). Сетями в обобществление в кооператив были отданы два бренда (чулочно-носочные изделия и подгузники). Идет процесс их перерегистрации. Выбор поставщика осуществляется следующим образом: анализируются действующие контракты сетей СТМ, проводится голосование. За поставщика должны быть отданы две трети голосов пайщиков.
Как уже было сказано выше, первые товары кооператива СТМ появятся на полках сетей уже в августе 2015 года. На первом этапе деятельности кооператива они будут соседствовать на полках с собственными товарами сетей СТМ.

Как участники кооператива будут регулировать цены на те товары, которые закупаются совместно и на СТМ?
Сейчас мы формируем свод правил по работе с различными группами товаров. Но в первую очередь он касается СТМ. В том числе эти правила будут касаться и ценообразования. Будут разработаны рекомендации по формированию цен для всех пайщиков кооператива. Эти рекомендации будут добровольными.
Они необходимы по двум причинам. Во-первых, некоторые сети являются прямыми конкурентами по региону. Соответственно, будет плохо и для покупателя, и для продавца, если цены на товары одной и той же СТМ будут различаться у этих сетей. Во-вторых, мы нацелены на внедрение лучших практик, связанных с реализацией товаров privat label. У нас не совсем правильно работают с этой категорией, а между тем определенные принципы, в том числе и при ценообразовании, приводят к значительному росту продаж.

Что дает покупателям отдельно взятой сети ее членство в «Союзе»?
Ключевой критерий для покупателя - это цена и качество привычных ему товаров. Объединение закупок позволяет получить от поставщиков значительное улучшение коммерческих условий, что, конечно, в итоге положительным образом влияет на цену товара уже на полке. Консолидация торгового оборота в среднем снижает закупочную цену на 10%, затраты на транспортировку - на 8-10%. Кроме того, члены «Дрогери Союза» смогут значительно экономить на косвенных издержках, которые тоже влияют на ценообразование. Дополнительной выгодой для потребителей будет являться увеличение ассортимента предлагаемой продукции главным образом за счет качественных товаров без рекламной наценки.

Ожидаете ли вы увеличения покупательского трафика или создание «Союза» в данных экономических условиях сохранит его на докризисном уровне?
Безусловно, мы уверены, что эффект консолидации в части совместных закупок и, что не менее важно, эффект, связанный с взаимным обучением (в первую очередь, с точки зрения маркетинга), повысят качество и привлекательность магазинов сетей-участниц. Что в свою очередь положительно отразится на покупательском потоке.

Влияет ли объединение компаний в «Союз» на взаимодействие каждой из сети с арендодателями?
На данном этапе развития объединения подобные переговоры не ведутся. Однако в перспективе мы задумывались о консолидированных переговорах с крупными застройщиками, оперирующими в нескольких регионах.

Как вы видите варианты дальнейшего развития «Союза»?
Безусловно, «Дрогери Союз» может стать крупнейшим игроком в своем сегменте на рынке РФ. Объем розничного товарооборота сетей- участниц ПО «Дрогери Союз» за 2014 год составил более 35 млрд рублей, что ставит наше объединение в число ключевых участников рынка непродовольственных товаров повседневного спроса в России. Уже сегодня, спустя всего несколько месяцев после создания союза, нам удалось запустить реальную работу по нескольким крупным проектам. Когда мы научимся максимально эффективно использовать мощности и сильные стороны друг друга, мы сможем усилить наше лидерство на рынке.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ «ДРОГЕРИ СОЮЗ»
Основные направления деятельности:
  • улучшение закупочных условий;
  • создание товаров СТМ;
  • обмен лучшими практиками и знаниями;
  • оптимизация расходов на логистику и IT;
  • улучшение условий портфеля банковских услуг;
  • объединение маркетинга, выход на глобальные media;
  • органический рост, выход в другие регионы;


ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Стратегические альянсы на основе кооперации в ритейле зародились в Европе как следствие промышленной революции конца XIX - начала XX вв. Сегодня кооперативные объединения есть во всех европейских странах: 
  • Edeka, Германия, 1888 г. 
  • S-Group, Финляндия, 1904 г. 
  • Rewe, Германия, 1927 г. 
  • Kesko, Финляндия, 1940 г. 
  • Markant, Германия, 1953 г. 
  • Imtermarche, Франция, 1958 г. 
  • Coop, Швейцария, 1969 г.



share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер