01 июля 2015  |  1245

Турфирмы пакуют чемоданы

CRE Retail № 28 / июль-август 2015 Иван Майоров
share tweet поделиться Email
Туристические фирмы покидают торговые центры. По некоторым оценкам, количество таких офисов к концу года сократится более чем наполовину.

В прошлом году из сегмента ушло сразу несколько крупных туристических операторов, включая «Лабиринт», «Идеал-тур», «Нева», «Атлас», «Роза Ветров Мир», «Южный Крест». За границу в 2014 году, по разным оценкам, выехали на 15% меньше русских туристов, чем в 2013; популярными направлениями традиционно оставались Турция, Египет, Италия и Греция. Однако, учитывая рост евро и беспрецедентную лояльность министерств туризма Египта и Турции (дисконт в отелях, поддержка чартерных рейсов, переход на расчеты в рублях и т. д.), основной спад турпотока в итоге пришелся на страны Евросоюза и так называемые экзотические направления (Куба, Мексика, Доминикана и т. д.). Многие туроператоры, специализировавшиеся ранее, скажем, на греческом или южноамериканском направлении, были вынуждены спешно переориентировать бизнес и создавать пакеты путешествий по России. Впрочем, это помогло лишь отдельным городам: если в Санкт-Петербурге в самом деле наблюдается небывалый рост туризма и места в отеле дешевле 10 тыс. рублей в сутки в сезон белых ночей было просто не найти, то курорты Краснодарского края и Крыма количества туристов, заявленного в прогнозах, могут просто не дождаться. Рост стоимости путешествий внутри страны к концу июня 2015 года составил не менее 20-30%. В туристических компаниях отмечают, что рынок изменился не в смысле переориентирования на внутренний туризм или того, что «люди не поехали в этом году за границу» - многие не поехали никуда вообще. «Прошедший год и кризис перевернули индустрию: поток туристов сильно сократился, большое количество турфирм прекратили свое существование, причем зачастую это происходило довольно внезапно,- размышляет Ирина Рябко, директор по аренде универмага «Цветной». - В результате все больше потенциальных клиентов турфирм предпочитают планировать свой отдых самостоятельно. Те же, кто продолжает пользоваться услугами операторов, все чаще делают это через Интернет. Тренд перехода в онлайн-пространство в основном затрагивает фирмы, занимающиеся массовыми туристическими направлениями и предлагающие отдых по доступной цене. Именно такие турфирмы и арендовали помещения в ТРЦ, однако тенденция бронирования туров через интернет ведет к тому, что фирме уже необязательно иметь представительский офис и платить высокую арендную плату. Что касается компаний, предлагающих индивидуальные туры по высоким ценам, то они никогда не присутствовали в ТРЦ, а размещались в бизнес-центрах либо в формате стрит-ритейла. Как правило, туроператоры занимали прикассовые зоны якорных арендаторов в крупных ТРЦ».

По словам Татьяны Мальяновой, начальника отдела аренды торговых центров компании JLL, еще три-пять лет назад туроператоры действительно активно развивали офисы продаж, в том числе арендовали в ТРЦ пространства до 50 кв. м, традиционно тяготея к при- кассовой зоне. «В некоторых объектах открывалось и два офиса продаж, каждый из которых имел некоторую специализацию, - продолжает г-жа Мальянова.- Сегодня турфирмы нельзя отнести к числу активных арендаторов, что, на мой взгляд, вызвано изменением потребительского поведения, а также общей ситуацией в туристической отрасли, в том числе банкротством туроператоров. Не секрет, что российский турист "повзрослел" за эти годы, активно развиваются различные сервисы индивидуального бронирования, и спрос на услуги турфирм снижается. Безусловно, сохраняется аудитория, которая пользуется услугами турфирм, но для ее обслуживания компании уже не так нуждаются в офисе продаж в ТЦ. Сегодня турфирмы арендуют небольшие площади порядка 20 кв. м и платят в пределах $1500-2000 за 1 кв. м в год. При этом случается, что они выходят из проектов, т. к. доля затрат на аренду в их обороте может достигать очень высокого уровня в связи со снижением спроса на услуги турфирм в целом».

Как сообщил CRE Retail представитель компании Cheap Trip, офисов продаж в торговых центрах стало меньше не только в Москве, но и в регионах. В качестве причин здесь называют не только уход пользователей в самостоятельное плавание, но и традиционно номинированные в валюте арендные ставки в ТРЦ. Кроме того, в компании напоминают, что модель продаж в офисах, расположенных в ТРЦ, и в стрит-ритейле достаточно сильно отличается: если в отдельно стоящий офис посетители едут целенаправленно и конверсия составляет до 95%, то половина посетителей точек в ТРЦ заглядывает туда не для приобретения туров, а для консультаций и «поговорить». Впрочем, несмотря на падение спроса и высокую стоимость аренды, аналитики Cheap Trip уверены, что продающие офисы никуда не денутся. «Подбор тура, его планирование с живым экспертом - это чистая биохимия мозга,- полагают в компании. - Процесс предвкушения доставляет в мозг большие дозы дофамина, иногда больше чем само путешествие - это доказанный научный факт. Кроме того, люди с большим удовольствием разделяют ответственность за выбор пути с экспертом. В процессе можно найти и попутчика, и передумать не раз по выбору направления - отметим, что в сети вообще мало кто захочет делиться по-настоящему ценными местами. Это ведь как с грибами: сегодня вы расскажете всем про эту тосканскую ферму, а уже завтра про нее можно будет забыть». Специалисты Cheap Trip отмечают следующую тенденцию: активные пользователи сети устали от того, что жизнь пролетает за монитором, начался активный процесс девиртуализации, в том числе в продажах туров. «В нашем ТРЦ мы разместили двух операторов: одни расположились на третьем этаже, другие - на втором, занимая одинаковую площадь в 10 кв. м,- вспоминает Надежда Васильева, генеральный директор «Ворошиловского торгового центра» (Волгоград).- Компания, работавшая на втором этаже, очень быстро ушла из ТРЦ, но это случилось еще до начала изменения курса рубля. Другая компания сохранилась и работает сейчас, но со значительными изменениями в ставке аренды. Эта фирма закрыла два офиса из десяти, оба офиса находились в других ТРЦ, остальные находятся в собственных помещениях».

По словам Михаила Свердлова, заместителя руководителя отдела аренды ТВК «Авиапарк», турагентства, арендующие пространства в ТРЦ, как правило, ориентируются на продажи туров в пределах 100-120 тыс. рублей. «Это основной продукт, формирующий оборот, - считает г-н Свердлов. - Такие турфирмы преимущественно работают на аудиторию отложенного спроса, но также на тех, кто склонен к импульсивным покупкам - готов принять решение быстро, на ходу. Работа туристического агентства в качественном торговом центре примерно сопоставима по спросу и оборотам с работой аналогичного турагентства в стрит-ритейле в хорошей локации, например, рядом с метро. Наш опыт показывает, что интерес турфирм к крупным, в частности, суперрегиональным торговым центрам сохраняется, поскольку они рассчитывают на стабильно высокий трафик, особенно в выходные дни. А вот в торговых центрах районного формата, где посещаемость не превышает 6000-8000 человек в день, данный бизнес становится действительно нерентабельным, в связи с чем многие операторы вынуждены закрывать свои представительства. В ТЦ "Авиапарк" арендуют помещения два туристических оператора: Tez Tour, расположенный в прикассовой зоне продуктового гипер-маркета "Ашан", и Pegas Touristik - в зоне кинотеатра "Каро Sky 17". Оба арендатора занимают площади около 25 кв. м - это оптимальный формат, востребованный арендаторами данной категории в ТЦ».

Некоторые собственники ТРЦ не размещают у себя туристические фирмы - ни массовые, ни индивидуальные - принципиально. «Клиент универмага "Цветной" имеет разный достаток, но, как правило, планирует свой отдых самостоятельно, - поясняет Ирина Рябко.- Такой подход диктует свои правила; в "Цветном" мы не видим необходимости предоставления площадей туристическим фирмам - концепция универмага не предусматривает наличия подобных арендаторов». В свою очередь, на рынке есть операторы, которые принципиально же не рассматривали помещения ТРЦ с тем, чтобы разместить там офис. «Мы размещаемся только в бывших промзонах и тихих местах, там, где нет потока людей, - сообщили в Cheap Trip.- Но мы и никогда не давали рекламу, у нас другая концепция - сарафанное радио, друзьям от друзей. В будущем туристические компании будут еще пристальнее выбирать пространства для размещения, сделав упор на адекватные предложения и ожидая дисконт до 40%».

В целом, по словам Надежды Васильевой, массовые туроператоры окончательно ретироваться из ТРЦ в ближайшие три года точно не станут. «Офисы продаж в торговых центрах будут существовать до тех пор, пока есть необходимость общения с покупателем», - отмечает г-жа Васильева. Кроме того, средства на развитие туризма в бюджете на 2015 год все-таки были заложены и составили 5,2 млрд рублей (в 2014 году - 4,6 млрд). Условия - на каждый государственный рубль должно приходиться три «инвестиционных» рубля. В правительстве РФ заявляли, что, несмотря на кризис, ожидают со стороны бизнеса не менее 15 млрд инвестиций.

Анна Булгакова, владелец туристического агентства Season Tours: 
- В ТРЦ и сейчас, и раньше открывались только уполномоченные агентства туроператоров, работающие под узнаваемой вывеской. На сегодняшний день количество таких агентств сократилось из-за общего кризиса в туристической сфере. Многим агентствам пришлось отказаться от франшизы с целью сокращения расходов. Кроме того, стоимость аренды рабочей площади в московских ТРЦ в 1,5-2 раза превышает затраты на аналогичный офис в бизнес-центре категории С и В. Если 10 лет назад самым востребованным помещением для работы агентского офиса ТО были первые этажи на проходной улице, пять лет назад многие выбирали ТРЦ, то на данный момент операторы ориентируются в первую очередь по стоимости, а не по удобству местоположения. Торговые центры - хорошее место для продажи туров по массовым направлениям, не требующим оформления дополнительных документов (визирования и прочего). Индивидуальные туры реализовывать в условиях ТРЦ практически невозможно - они требуют особого подхода к клиенту, затрат большого количества рабочего времени турменеджера, неоднократных встреч с заказчиком. Что касается того, куда туроператоры уйдут в ближайшее время в качестве арендаторов, то это - современные бизнес-центры с удобным расположением, качественным оснащением, хорошей инфраструктурой и значительно более высокой безопасностью, чем в ТРЦ. 
share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер