02 июня 2016  |  16340

Рынок DIY России. Итоги 2015 года. Тенденции 2016 года. Прогноз до 2018 года

CRE Retail № 37 / июнь 2016 Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine
share tweet поделиться Email

Емкость розничного рынка строительных и отделочных материалов России в 2015 году превысила 1 трлн рублей (с учетом НДС), а совокупная емкость рынка DIY, Household (товары для дома) и Garden (товары для сада) – превысила 1,4 трлн рублей, посчитали специалисты INFOLine в ежегодном исследование «Рынок DIY России». Если учитывать продажи в мелкооптовом канале, то общий объем рынка превышает 2 трлн рублей (с НДС). Всего на рынке работает около 1000 универсальных и специализированных сетей DIY, причем доля современных форматов торговли превышает 75%, а на ТОП10 крупнейших ритейлеров DIY приходится более 23% рынка.

 

В 2015 году оптово-розничный рынок строительных и отделочных материалов России в денежном выражении сократился почти на 5%, несмотря на повышение цен из-за девальвации рубля, причем продажи в сегменте Hard DIY (строительные материалы) в связи с инвестиционной паузой в строительной отрасли снизились на 16%, в то время как сегмент Soft DIY (отделочные материалы) стагнировал. В 2016 году в условиях снижения реальных доходов и изменения структуры потребительских расходов продолжится сокращение физических объемов продаж строительных и отделочных материалов, а инфляционные процессы в связи со стабилизацией курса рубля на уровне не выше 75 рублей за доллар значительно замедлятся.

В 2016 году продолжится переориентация покупателей в среднем ценовом сегменте на более дешевые товары, а ключевым драйвером увеличения выручки ритейлеров станут мультиканальные продажи, расширение ассортимента и развитие оптовых продаж как ответ на тенденцию увеличения доли продаж жилья с отделкой. Усиление конкуренции на рынке и активизация органического роста и региональной экспансии лидера рынка Leroy Merlin приводят к тому, что российские ритейлеры сталкиваются со снижением трафика и ухудшением финансового состояния из-за высокого уровня долговой нагрузки и нехватки оборотного капитала. В сегменте b2b темпы снижения спроса в 2016 году замедлятся, консолидация рынка продолжится, а ключевой тенденцией станет активная экспансия розничных сетей в сегменте оптовых поставок на фоне снижения конкурентоспособности и ухудшения финансовых показателей дистрибуторских компаний.

 

Ситуация на рынке розничной торговли DIY в России

Информационно-аналитическое агентство INFOLine ежегодно осуществляет анализ операционных и финансовых показателей более 1000 универсальных и специализированных розничных торговых сетей DIY, в результате ранжирования выделяя 600 крупнейших (по 300 торговых сетей в каждом из сегментов: универсальные и специализированные торговые сети).

По данным INFOLine, в 2015 году объем рынка розничной тороговли строительными, отделочными материалами, товарами для дома и сада в рублевом выражении снизился на 5% – до 1,46 трлн рублей, что является минимальным значением за период с 2009 года. Однако даже в условиях снижения доходов потребителей и изменения структуры расходов, в которой значительно выросла доля продовольственных товаров, рынок товаров для дома и ремонта продемонстрировал высокий уровень устойчивости – так, снижение продаж непродовольственных товаров в целом в денежном выражении составило 10%.

Наиболее уязвимым в кризисный период оказался рынок Hard DIY (материалы для строительства и черновой отделки), падение продаж в этом сегменте по итогам 2015 года достигло 16,7%. Значительно лучше чувствовал себя в минувшем году сегмент Soft DIY (отделочные материалы): по сравнению с 2014 годом падение продаж на рынке составило всего 0,3%.

Для многих российских ритейлеров DIY в 2015 году была характерна тенденция изменения структуры ассортимента, в которой сокращалась доля строительных и отделочных материалов, где им трудно конкурировать с международными сетями (в первую очередь c агрессивным ценовым лидером гипермаркетов‑дискаунтеров Leroy Merlin), и осуществлялось их замещение товарами для дома. Ритейлеры рынка DIY, преимущественно развивающие мультиканальные продажи, в условиях повышения стоимости привлекаемого трафика стараются увеличить средний чек, расширяя ассортимент за счет дополнительных товарных категорий, таких как товары для дома, сада, бани, рыбалки и охоты и т.п. Анализ ассортиментной матрицы 40 крупнейших сетей DIY России с совокупной долей на рынке до 40% показал, что 17 из них расширили ассортимент за счет развития категории товаров для дома и сада.






Динамика доходов и расходов населения

Снижение оборота розничной торговли в денежном выражении в 2015–2016 гг. обусловлено сокращением реальной заработной платы и реальных доходов населения, а также объемов потребительского кредитования и происходило на фоне резкой девальвации рубля и активизации инфляционных процессов. Давление на расходы потребителей на покупку товаров оказало увеличение в структуре расходов доли средств, направляемых на обслуживание и погашение банковских кредитов. Этот фактор, в свою очередь, обусловлен ростом процентных ставок и отсутствием возможности рефинансировать долговые обязательства в условиях ужесточения требований банков к заемщикам.

В 2015 году реальные доходы населения снизилась на 4%, а реальная заработная плата – на 9,5% (эти показатели значительно хуже, чем в период кризиса 2009 года). Российские потребители пережили сильнейший с 90‑х годов шок, связанный с масштабным снижением доходов и ухудшением показателей уверенности в завтрашнем дне. Эти изменения обусловили пересмотр критериев выбора товаров с точки зрения соотношения цена/качество/бренд, а также розничных торговых объектов, где осуществляются покупки, (с точки зрения фактора ассортимента/цен/расположения).

 





Рейтинг DIY

Ежегодно ИА INFOLine формирует рейтинг крупнейших операторов рынка DIY России – INFOLine DIY Retail Russia Top – по операционным и финансовым показателям, в котором ранжирование сетей осуществляется по величине чистой выручки (без НДС). При этом специалисты INFOLine используют следующие источники: 1) отчетность международных компаний по МСФО; 2) управленческую отчетность компаний (посредством анкетирования, опроса и интервьюирования операторов рынка, уточнение информации от топ-менеджеров компаний); 3) отчетность компаний по РСБУ (анализ отчетности проводится по всем юридическим лицам, входящим в состав холдинга или группы компаний); 4) оценочные показатели по непубличным компаниям (посредством мониторинга более 5000 СМИ и индикаторов развития сетей).

При составлении рейтинга по группам компаний учитывается розничная и оптово‑розничная выручка принадлежащих им торговых сетей DIY & Household (без учета розничных магазинов, специализирующихся на других группах товаров).

В 2015 году порог вхождения в ТОП‑30 сетей DIY составил около 2,5 млрд рублей без НДС и продемонстрировал снижение почти на 5% (в 2014 году – 2,6 млрд рублей) на фоне стагнации и сокращения продаж у ряда региональных розничных операторов DIY в связи с опережающими темпами снижения доходов населения в регионах по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом и городами-миллионниками и открытием гипермаркетов Leroy Merlin в столицах субъектов РФ.

Сеть Leroy Merlin на долгие годы обеспечила себе лидерство на рынке DIY России: ее розничные продажи больше, чем у занимающих следующие 5 мест в рейтинге крупнейших ритейлеров DIY Retail Russia Top – OBI, Castorama, «Петрович», «СатурнСтройМаркет» и «Максидом» – вместе взятых. При этом компания является лидером по органическому росту (объему вводимых площадей) и в перспективе намерена продолжить свое развитие: согласно планам компании, озвученным в марте 2016 года, за пять лет количество гипермаркетов в России вырастет с 46 до 140, в год будет открываться в среднем до 20 гипермаркетов. В 2016 году Leroy Merlin планирует открытие 15–16 гипермаркетов, а совокупный объем инвестиций в развитие составит около 30 млрд рублей, что больше суммарных инвестиций ТОП‑30 крупнейших торговых сетей DIY России.

 







Показатели десяти крупнейших операторов DIY

В 2015 году ключевые игроки рынка DIY России (первая десятка рейтинга INFOLine DIY Retail Russia Top), несмотря на кризисные явления в отрасли, сумели сохранить свои позиции. При этом лидер среди российских сетей – СТД «Петрович» – за счет выхода на рынок Москвы и Московской области, расширения ассортимента и роста доли онлайн-продаж сохранил высокие темпы роста, приблизившись к достижению амбициозной цели – в ближайшие годы выйти на 2 место после Leroy Merlin.

Одним из ключевых изменений на рынке DIY в минувшем году стала ситуация вокруг торговой сети «Метрика», которая закрыла более 60 торговых объектов и, уменьшив торговые площади на 50%, по итогам года выбыла из топ‑10 на фоне финансовых проблем и конфликтов с поставщиками (сумма неудовлетворенных финансовых требований составляет несколько миллиардов рублей). Для снижения долговой нагрузки «Метрика» выставила на продажу 8 участков общей площадью около 390 тыс. кв. м и бизнес-центр, а уже в 2016 году продала компании Kesko гипермаркет с участком на Выборгском шоссе. При этом основатель «Метрики» Евгений Лебедев с конца 2015 года ведет переговоры о создании на базе торговых объектов сети совместного предприятия с крупнейшим онлайн-ритейлером «Юлмарт».

 

Количество магазинов крупнейших операторов DIY

Лидерами по приросту торговой площади стали Leroy Merlin (открыл 8 гипермаркетов в Алтайском крае, Санкт-Петербурге, Московской, Челябинской, Тульской, Пензенской областях и Республике Татарстан), «Максидом» (2 гипермаркета в Свердловской и Самарской областях) и «Бауцентр», открывший гипермаркет в Новороссийске торговой площадью 16 тыс. кв. м.

 



Развитие формата DIY

Согласно подсчетам специалистов информационно-аналитического агентства INFOLine, по итогам 2015 года, несмотря на кризис, крупные торговые сети, работающие в сегменте DIY, практически не снизили темпы строительства и введения в эксплуатацию новых гипермаркетов и продолжили наращивать торговые площади объектов. В минувшем году в России было открыто 27 новых гипермаркетов, а совокупный прирост торговой площади составил около 225 тыс. кв. м.

По состоянию на 1 января 2016 года в России функционировало 383 гипермаркета DIY совокупной торговой площадью более 2,7 млн кв. м. Для сравнения: на 1 января 2015 года в России работали 368 магазинов исследуемого формата общей площадью около 2,6 млн кв. м.

Среди значимых открытий 2015 года можно отметить два гипермаркета «Мегастрой» компании «Агава» общей торговой площадью 20,5 тыс. кв. м (в Республике Башкортостан и Ульяновской области). Также по два гипермаркета запустили «Максидом», «Добрострой» (ГК «Элко») и «Метр» (ГК «Десятка»), и по одному – «Бауцентр» и OBI, а также ряд других DIY-ритейлеров России.

В 2016 году Leroy Merlin в рамках реализации амбициозных планов по утроению количества гипермаркетов за 5 лет уже в I квартале 2016 года открыл 4 гипермаркета – в Казани, Кемерове, Новокузнецке и Ярославле. В течение II–IV кварталов 2016 года ритейлер планирует открытие еще 11–12 гипермаркетов. Следует отметить, что далеко не все международные ритейлеры увеличивают количество объектов в России: например, Castorama закрыла один нерентабельный гипермаркет в Москве в ТЦ «Капитолий» площадью более 6000 кв. м.



share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер