02 марта 2016  |  1647

Починить нельзя выкинуть

CRE Retail № 34 / март 2016 Евгений Арсенин
share tweet поделиться Email

По данным Росстата, падение среднего показателя реальной зарплаты в России в 2015 году составило 9,5%. Снижение произошло во всех сегментах, и втрое превысило темпы кризисного 2009 года. Политики и экономисты уже называют происходящее тотальным обнищанием народа, а аналитики рынка торговой недвижимости констатируют не просто «утекание» покупателей в более низкие сегменты, но переход на сберегательную модель потребления и жизнь по принципу «ремонт вместо покупки».

 

Согласно опросу Sberbank CIB, величина ежедневных расходов жителя России составляет 1539 руб­лей, при этом порядка 60% из них приходится на расходы на продукты питания. Качество жизни в России продолжает снижаться в результате обвала рубля и непрекращающейся полтора года инфляции. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в конце ноября 2015 года, четверть респондентов убеждена, что через год будет жить еще хуже. Именно на фоне сокращения платежеспособного спроса эксперты прогнозируют расцвет сервисов категории «вторая жизнь»: ремонт, реставрация, химчистки, ателье. Часть участников рынка не исключают, что именно эти арендаторы могут в перспективе встать на те места, где еще вчера располагались магазины одежды и обуви.

 

Режим экономии

«В последнее время потребители стали чаще прибегать к услугам ремонтных мастерских и ателье с целью продлить жизнь вещей, бывших в употреблении, – соглашается Ольга Ясько, директор департамента аналитики Knight Frank Russia & Cis. – Да, это не тренд в сфере благотворительности и не забота об экологии, а желание сэкономить на покупке новых. Кроме того, набирают популярность и различные сервисы по прокату вещей (верхней одежды, детских автокресел, колясок, радионянь, карнавальных и свадебных костюмов, инвалидных кресел и оборудования для ухода за больными, ювелирных украшений и пр.) – тех, что еще вчера предпочитали купить».




Если еще полгода назад мало кто стоял перед выбором – отремонтировать новое или купить старое, то сегодня специалисты в ремонтном и реставрационном деле у собственников сервисов на вес золота. «Кстати, на этом фоне упал спрос на химчистки, – сообщает Виктор Козин, исполнительный директор NAI Becar. – Если раньше представители среднего класса, например, выделяли часть средств на химчистку и прачечную, то сейчас стараются сэкономить».

Дорогой доллар и средний рост стоимости одежды для российского покупателя от 30 до 100% сделали свое дело: раньше немногие в принципе задумывались о ремонте ботинок за 1000 рублей – их просто выбрасывали. Теперь же на фоне общей миграции покупателей в более низкие сегменты, ремонтируют абсолютно все. «В целях оптимизации собственных бюджетов потребителю сейчас дешевле починить, перешить, подшить вещи, чем купить новое; то, что сейчас может стоить уже во много раз дороже», – делится Максим Бубон, генеральный директор Immofinanz Russia.

 

Сервисные операторы в ТЦ

Впрочем, по оценкам г-на Бубона, количество арендаторов этих профилей в ТРЦ пока существенно не выросло. «Правильнее говорить скорее об увеличении числа клиентов у имеющихся арендаторов, коррекции их прайс-листов в сторону повышения и о росте оборотов,– отмечает эксперт. – Но тут необходимо также понимать, что изменение экономических трендов и восстановление платежеспособности потребителей могут привести к тому, что спрос на ремонтные мастерские опять снизится. В связи с этим нецелесообразно предусматривать сейчас в концепции ТЦ значительные площади для размещения данных операторов. Как правило, они занимают не более 0,5% от GLA. В некоторых небольших ТЦ химчистка, ателье или ремонтная мастерская в совокупности могут занимать 1–1,5% от GLA».

По данным Immofinanz Russia, спрос со стороны компаний, работающих в данном сегменте, вырос на 20–25%. Однако говорить, что в ТЦ теперь идет конкуренция между несколькими ателье, например, не приходится: потребители стараются выбирать такие сервисы рядом с домом. «Пустеющие площади в ТРЦ за счет этих сервисов пока явно не заполняются», – соглашается Марианна Романовская, директор по консалтингу компании GVA Sawyer. Некоторый рост наблюдается скорее в стрит-ритейле, однако это не оказывает существенного влияния на рынок торговых помещений: подобные арендаторы занимают недорогие помещения и в большинстве своем являются несетевыми игроками. В JLL также не склонны говорить о существенном увеличении количества сервисных арендаторов в ТРЦ. «Кроме того, все-таки сложившаяся модель общества потребления, составной частью которого теперь стала Россия, не предполагает такого резкого изменения поведения потребителей, как  отказ от покупок и переход на самообеспечение», – убежден Константин Шмелев, генеральный директор компании «Торговый Квартал Менеджмент». – С приходом кризиса мы не заметили какого-либо резкого изменения показателей работы подобных сервисов ни по посещаемости, ни по выручке. Не ожидаем, что это произойдет».

«Наиболее востребованным форматом является так называемый дом быта, который обычно объединяет в себе несколько подобных функций», – полагает Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей компании JLL.

 



Арендные отношения

Что касается арендных ставок, то они также не претерпели особых изменений, при этом все условия по пересмот­ру валюты договора, установлению коридора или фиксации курса также применимы для арендаторов этого профиля. В NAI Becar напоминают, что в целом в кризис взгляд собственника сместился в сторону индивидуального порядка рассмотрения договорных отношений без индексации ставки, чтобы не просто добиться увеличения покупательского потока, а в принципе привлечь его. В итоге собственники стараются не увеличивать арендные ставки и просят арендаторов, в свою очередь, не поднимать цены на услуги и сопутствующие товары. «Условия зависят от конкретной ситуации, так как одна и та же химчистка может приносить месячную выручку и в 200 тыс. рублей, и в несколько миллионов рублей,– делится Константин Шмелев.– Например, очень успешно работает химчистка в ТЦ “Юнимолл“ – там всегда стоит очередь и через них, очевидно, проходит большой объем клиентов. Это, в частности, обусловлено отсутствием аналогичного предложения в этом районе».

 

Правильный выбор

По словам Максима Бубона, как правило, такие арендаторы выбирают в ТРЦ наиболее доступные свободные места. «Потребители привыкли, что ателье находится не в череде массовых магазинов,– поясняет г-н Бубон.– Для них такая локация не принципиальна – клиент ведь привык, что подобные пункты находятся в некотором отдалении от основных потоков. В этом есть и разумное зерно: покупателю не хочется в густом потоке людей отдавать вещи в химчистку, например. В целом, пункт приема вещей в химчистку – это обычно небольшая площадь, расположенная около входа в ТРК или в галерее у гипермаркета или супермаркета. Ателье, пункты оказания бытовых экспресс-услуг часто готовы занимать площади в отдалении, на более высоких этажах. Но и здесь определяющим фактором, безусловно, является цена». Наиболее привлекательное для операторов бытовых услуг расположение – это цокольный этаж, вблизи супермаркета, в доступном, но необязательно самом проходном месте, поддерживают в «ТК». Самыми популярными же услугами по состоянию на февраль остаются сервисы по ремонту одежды, в том числе и срочному. Однако в российских ТРЦ по-прежнему не представлены или представлены минимально услуги по реконструкции мебели или починке бытовой техники, колясок, велосипедов. «Данным арендаторам нужны значительные площади для складирования вещей, и дорогостоящая аренда в ТЦ сделает их бизнес нерентабельным,– поясняет Ольга Ясько.– Не представлен в российских ТЦ и сервис по стирке вещей в промышленных стиральных машинках с зоной ожидания, – он, как правило, не представлен и в зарубежных ТЦ, но может присутствовать в качестве арендатора подвальных помещений (особенно в районах, где много общежитий, доходных домов и т.д.)».

Впрочем, перспективы всего перечисленного, по мнению собеседников CRE Retail, – исключительно вопрос спроса, наличия вакантных площадей и готовности собственника «упасть в аренде».

 

4 тренда «сложного времени»:

• Востребованность услуг тех сервисов, от которых нельзя отказаться (ремонт обуви, одежды,

телефонов; изготовление ключей и пр.).

• Бережное отношение к собственным вещам.

• Требовательное отношение к уровню предоставляемого качества.

• Отказ от тех услуг, которые можно выполнить самому в домашних условиях.

Источник: NAI Becar

 

Анатолий Дегтярев, создатель реставрационной компании «Вторая жизнь»:

– С началом кризиса мы отмечаем значительное повышение спроса на наши услуги – то, что раньше, например, носили от года до трех лет и потом вроде бы не видели смысла ремонтировать, сейчас приносят к нам. Я не поднимал цены на реставрацию в связи с девальвацией рубля по той причине, что работаю исключительно с отечественными материалами. Допустим, краски разрабатывает для нас собственник лаборатории в Москве. Однако с арендой все сложнее: например, мне нужно не менее 55 кв. м для того, чтобы разместить оборудование, а это возможно только в спальном районе. Конечно, в перспективе мне бы очень хотелось иметь ателье в центре Москвы –  и предлагали несколько вариантов, в том числе в «Москва-Сити», однако цены там пока неподъемные и нужно заплатить еще за три месяца вперед, та же и ситуация с ТЦ. Но сегодня действительно можно ожидать увеличения числа мастерских и ателье на фоне того, что люди стали иначе относиться к своим вещам.

 

Ле Чыонг Шон, генеральный директор ИК «Инцентра», МФК «Ханой-Москва»:

– Очевидно, что спрос на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, дорогих сумок и ремней и послужил новой бизнес-идеей. Расскажу личный пример. Весь прошлый год я пытался найти замену ремню, который купил когда-то в Италии. Он износился, и я хотел бы приобрести такой же, но не мог. На днях я забрал ремень из починки – рядом с ЦУМом, на улице Пушечной, на месте бывшего бутика теперь находится… ремонтная мастерская: порядка 70 кв. м для того, чтобы ремонтировать дорогие сумки, украшения, обувь, ремни и одежду. Отдал, правда, приличную сумму, однако значительно меньше стоимости нового ремня.

Кстати, помимо одежды и обуви, а также аксессуаров, новый тренд несомненно касается бытовой техники и электроники. Если ранее бытовую технику выбрасывали в 80% случаев при поломке, то теперь в 80% случаев стараются починить. 

share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер