01 декабря 2015  |  835

Открыли витрины

CRE Retail № 32 / декабрь 2015 Иван Майоров
share tweet поделиться Email

Несколько сетей электроники и бытовой техники заявили о переходе к «принципиально иным моделям» работы на рынке. Это может изменить лицо сегмента в ближайшем будущем, превратив офлайн-проекты в витрины или шоу-румы для e-commerce.

 

В частности, о новой философии «Онлайн и рядом» сообщила компания «Техносила». Проект включает в себя сеть розничных магазинов, сайт tehnosila.ru и контакт-центр. Предполагается, что новые магазины одновременно станут и мини-складом, и сервисной точкой, где можно получить заказ, сделанный на сайте или в магазинах-партнерах. В магазинах также установят терминалы, которые позволят делать заказы со склада магазина и удаленного склада или получить информацию о товаре. По мнению Оксаны Мостяевой, старшего директора отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield, подобные шаги для всех игроков сегмента скорее мера выживания, а играть с форматами в целом в условиях кризиса нужно очень аккуратно. «Формат рушит саму концепцию магазина, ведь может произойти отток потребителей от других магазинов, а также могут возникнуть конфликты вследствие пересечения интересов с арендаторами, представляющими продукцию в полном объеме»,– полагает г-жа Мостяева. Илья Тимченко, генеральный директор компании «Техносила», парирует: изменения обусловлены как переменой покупательского поведения, так и новыми трендами на рынке ритейла и торговой недвижимости. Согласно данным исследовательской компании GFK, продажи в российском ритейле, включая сегмент смартфонов, за последние 8 месяцев составили 680 млрд рублей, из которых 16% пришлось на онлайн-покупки. 








При этом, по прогнозам «Техносилы», количество покупателей, которым необходимо получить тактильный контакт с товаром в магазинах, будет уменьшаться. Кроме того, несмотря на снижение арендных ставок и повышение лояльности арендодателей, в условиях кризиса для ритейлеров по-прежнему будет расти привлекательность интернет-магазинов. «В этом контексте магазин, с одной стороны, будет неким чисто логистическим элементом, необходимым для того, чтобы завершить процесс покупки,– поясняет Илья Тимченко.– С другой стороны, сегодня поход в магазин становится для потребителя и способом проведения досуга, что тоже нужно учитывать и создавать такое пространство, которое будет вдохновлять на покупку». Участники рынка убеждены, что к подобной модели в итоге придут все игроки сегмента. «Текущая ситуация в целом демонстрирует необходимость движения к мультиканальной модели», – соглашается Юлия Зотова, менеджер по связям с общественностью компании «М.Видео». – Динамика продаж через интернет-магазин нашей сети показывает стабильный рост даже в условиях курсовых колебаний: онлайн-продажи за первое полугодие 2015 выросли на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом российский рынок электронной торговли снизился на 2,4% по сравнению с первым полугодием 2014». В компании полагают, что во многом интерес к онлайн-покупкам связан с возможностью самовывоза из магазина – для регионов это принципиальный момент. Кроме того, интернет-покупки дают покупателю, в первую очередь, неограниченную витрину, где представлены товары нестандартного цвета или комплектации, а у клиента есть возможность сравнить характеристики и цены на несколько моделей, выбрать удобный способ оплаты и доставки товара – до дома или самовывоз из ближайшего магазина. Другое дело, что, по мнению Ильи Тимченко, в этом бизнесе слишком сложно говорить об универсальных решениях. «Да, многие компании в той или иной форме пытаются реализовать модель мультиканальности, но каждый делает это по-разному, в зависимости от своих целей»,– сообщает эксперт. Показательно, что в «Техносиле» весьма спокойно относятся к прогнозам смещения фокуса покупателя с мелкой электроники – ноутбуков, новых моделей телефонов – в сторону «вечных ценностей». «Потребителя будет интересовать все, что связано с детьми, путешествиями, образованием, предметами текущего потребления,– перечисляет Илья Тимченко.– Люди не будут массово стремиться покупать новинки, как раньше».

По оценкам собеседников CRE Retail, мобильный терминал станет неотъемлемой частью магазинов всех сегментов уже через два–три года. И если еще в 2012-м мало кто даже в Москве представлял себе магазины без торговых полок и кассовых аппаратов, то некоторые ритейлеры рассматривают их как рудимент уже сегодня.

share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер