04 мая 2016  |  597

Ненужно и необходимо

CRE Retail № 36 / май 2016 Алина Арсенина
share tweet поделиться Email

Антикварные салоны, винтажные галереи, букинистические лавки и магазины коллекций переживают в кризис второе рождение – эксперты впервые отмечают приток в сегмент клиентов, которые еще вчера покупали подарки в традицион­ных торговых центрах.

 

«С одной стороны, изменилось отношение к деньгам, – размышляет Вера Бушуева, создатель студии антиквариата «Зили».– И, соответственно, к цене на приобретаемый предмет – деньги стали просто больше ценить. Практически нет спонтанных покупок, все внимательно обдумывается и взвешивается».

Если еще два года назад в сегменте практически не было случайных покупателей, то выход ряда игроков в ТРЦ на фоне высокой вакантности площадей и больших скидок, в свою очередь, открыл двери клиентам, ранее искавшим подарки в обычных магазинах. «Если брать букинистику, то тема сейчас действительно на подъеме,– сообщает Дмитрий Вишневский, совладелец магазина «Бумажные сокровища».– Во многом это произошло благодаря появлению аукционного дома “Литфонд”, задавшего высокую планку. Филателия тоже живет, марки продаются неплохо, а банкноты – даже лучше, чем раньше. Все это происходит из-за притока новых предметов серьезного уровня – одни вынуждены продавать свои коллекции, другие готовы платить. И если несколько лет назад ощущался реальный дефицит предметов музейного уровня, то сейчас таких раритетов встречается больше. Другое дело, что цены на них космические».

По словам собеседников CRE Retail, с одной стороны, кризис существенно подрезал крылья модели «покупка роскоши как необходимость», с другой – учитывая фактически запретительный курс евро и сокращение выезжающих за пределы России в два раза, позволил расцвести небольшим проектам, собранным на основе ассортимента блошиных рынков и коллекционных магазинов Европы. «Именно в связи с кризисом я решилась на жесткий шаг – вышла из зоны комфорта, закрыла шоу-рум и открыла магазин,– делится Света Богданова, хозяйка магазина Vintage Bijoux.– Затраты стали гораздо больше, но и продажи подросли. При этом мой товар все-таки рассчитан на совершенно особенного покупателя, и я не стала снимать помещение с большим уличным трафиком. Мы расположены недалеко от ст.м. “Красные Ворота”, но в то же время в довольно замкнутом месте (БЦ “Юсупов Двор”). К нам легко добраться, но наткнуться на нас, просто прогуливаясь, практически нереально. И это удачное стечение обстоятельств для такого бизнеса, как у меня. Вообще, главная задача для тех, кто открывает магазин в кризис,– удержаться, приучив потребителя к тому, что мы есть, сделать проект для него привычным и любимым. Нужно понимать, что сейчас речь не идет о выходе на окупаемость и тем более о получении космических прибылей – лишь о том, чтобы держаться. Показательно, что разные группы клиентов стали еще дальше друг от друга,– например, у меня почти перестали продаваться недорогие демократичные украшения, тогда как редкие коллекционные марки вдруг привлекли к себе внимание. Еще один интересный момент: “почтовые” покупатели из регионов стали вести себя гораздо более сдержанно. И напротив – те, кто живет в регионах, но иногда приезжает по делам в Москву, стали с удовольствием включать посещение моего магазина в свое плотное расписание».

Однако на фоне выхода новых участников, по словам Дениса Исакова, директора галереи антикварных подарков «Лермонтов», в Москве и Петербурге продолжают закрываться антикварные магазины, которые существовали на рынке долгие годы. «Стабильнее других оказались салоны с большим ассортиментом и с комфортными арендными условиями или те, у кого торговые помещения были в собственности,– сообщает г-н Исаков.– Но тут нужно понимать еще то, что рынок антиквариата в России, несмотря на его почти 30-летнюю историю, еще находится, на наш взгляд, в стадии становления. Мы уверены, что его потенциал еще не раскрылся, а спрос нам всем нужно продолжать формировать». По словам Дмитрия Вишневского, в первую очередь закрываются проекты, не выстроившие «штучные» отношения с клиентами и работающие «через прилавок». «Но в эпоху интернета и социальных сетей так никому из нас не выжить,– убежден г-н Вишневский.– Интересные же магазины продолжают открываться хотя бы потому, что люди со свободными деньгами понимают, что сейчас именно то время, чтобы вложиться в дешевеющий товар среднего и низкого ценовых сегментов – при удаче можно недорого купить раритет. Другое дело, что все снова упирается в азарт владельцев стартапа и запас финансовой прочности. Грубо говоря, с несколькими десятками тысяч долларов можно и “пролететь”».

Если еще три года назад собственники «серьезных» проектов смотрели на покупателя «с улицы» свысока, а участие в массовых выставках и городских блошиных рынках даже не рассматривали, то сейчас многие игроки выходят туда именно для того, чтобы сформировать «нового» покупателя, который затем придет в магазины в стрит-ритейле и торговых центрах. «Из тех проектов, что возникли за последние полтора года, самый активный – блошиный рынок в Музее Москвы во главе с Еленой Кренцель,– считает Вера Бушуева.– Недавно стартовал еще один проект Елены – ярмарка-фестиваль “Московская старина” в ЦДХ. Смею надеяться, что и наш ретро-маркет “Блошинка”представляется интересным и участникам, и покупателям. “Фишка” ретро-маркета в том, что при достаточно небольшой площади и жестком отборе участников нам, как кажется, удалось создать атмосферу настоящего европейского блошиного рынка».

По оценкам Дениса Исакова, для небольшого антикварного магазина стоимость выхода на рынок составляет сегодня $150–200 тыс. «Если начинать с малого, то этой суммы вполне хватит для небольшой экспозиции,– считает г-н Исаков.– Более молодые участники, как правило, реагируют на изменения быстрее, ищут новые подходы, возможности более выгодного и интересного предложения. Мы, как молодой проект, в кризис сделали акцент на длительное развитие, узнаваемость бренда и больший охват интернет-аудитории. В целом все наши ресурсы сейчас тратим на улучшение позиций в поисковых запросах – с тем, чтобы быть на первых местах к тому времени, когда на рынке начнется оживление. И кстати, даже в кризис чувствуем небольшой рост».

Учитывая, что многие проекты в Москве открыты бывшими или действующими коллекционерами серьезного уровня, новичкам «не в теме» практически все эксперты рекомендуют начинать работать именно с массовым покупателем и так называемыми штучными подарками. «Конечно, человек, проработавший 20 лет, имеет доступ к предметам такого уровня, что неофитам и не светит,– соглашается Дмитрий Вишневский.– Разве только на аукционах, где для дилеров цены совсем не привлекательны. Да и “входной билет” на рынок прямо так, с ходу, и не купить. Один только выбор нужного товара и знакомства затянутся на пару лет. Но если и начинать, то минимальный старт для низкого и среднего сегмента – $50 тыс.». По данным собеседников CRE Retail, сильнее всего кризис ударил по покупателям со средним чеком 5–15 тыс. рублей. «Покупатель стал прижимист и весьма расчетлив,– говорит Вера Бушуева.– Категория “лишнее” у всех приблизительно одинаковая. Но можно ли прожить без поездки на море, без нового автомобиля или покупки антиквариата – каждый решает для себя сам. Мы сами открылись в кризис, почти полтора года назад, и с самого начала учитывали все проблемы, с этим связанные. Правда, пришлось ввести два тематических дня – “Антикварную субботу” и “Винтажное воскресенье” с тем, чтобы публика с разными интересами не сталкивалась и не мешала друг другу. В итоге в поиске чего-то более коллекционного к нам теперь приходят в субботу, а в воскресенье приходят те, кому интересно найти что-то недорогое, просто для красоты или для подарка».

Практически все эксперты отметили, что в связи с новой политикой мэрии Москвы (с одной стороны, ужесточение условий для малого и среднего бизнеса в стрит-ритейле и показательно «витринная» туристическая Москва – с другой), ситуация для сегмента изменилась в худшую сторону. «Туристы уже давно перестали быть нашими покупателями,– вздыхает Вера Бушуева.– Платные парковки в центре Москвы привели к закрытию некоторых антикварных и винтажных магазинов – не каждый отважится путешествовать с такими покупками на метро. Плюс московская налоговая политика в сочетании с высокими арендными ставками, по сути, для многих сделала бизнес невыгодным. На сцену выходит виртуальная торговля».

Впрочем, основные перспективы рынка недорогого винтажа и антиквариата игроки видят именно в торговых центрах, находящихся уже полтора года в авральном поиске интересных арендаторов. Многие ТРЦ, убежденные, что будущее торговой недвижимости за неформатными концепциями в сочетании с расширением зоны фуд-корта и развлечений, уже сейчас готовы обсуждать с такими проектами самые мягкие и «особые условия».

share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер