01 сентября 2015  |  1642

Налево от лофта

CRE Retail № 29 / сентябрь 2015 Екатерина Реуцкая
share tweet поделиться Email
Популярный в США и Европе формат лофт-ритейла в России начал развиваться относительно недавно, но за это время успел пройти путь от чисто имиджевых проектов до вполне серьезного бизнеса.

Востребованность лофт-проектов растет с огромной скоростью. Ставшие уже легендарными арт-кластеры, такие как «Красный Октябрь» или Artplay, задали моду, и реконструированные старинные фабричные помещения завоевывают сердца все новых и новых девелоперов. Помимо традиционных офисных пространств и ресторанов, в последнее время активно развиваются и ритейл-проекты.

В ситуации, когда ритейлерам приходится придумывать маркетинговые фишки, чтобы завлечь покупателя, открытие салона в лофте может стать неплохим решением. На основе демократичного, универсального и многофункционального « индустриального » стиля можно придумать действительно уникальный бренд или успешно провести ребрендинг, потратив при желании минимум финансов на создание дизайна, а также сэкономив на аренде.

Кроме того, соседство с офисами и ресторанами обеспечивает лофт-салонам лояльную аудиторию. А если сравнивать такие помещения со стрит-ритейлом в жилых комплексах, в «промышленных» проектах гораздо меньше риск недостроя. А физические параметры лофтов, например, большие окна, будто специально когда-то создавали для витрин магазинов.

Лофт - простой и прекрасный
Формат лофтов появился в 40-х годах прошлого столетия. Тогда художники и другие творческие личности облюбовали бывшие заводские помещения в индустриальных районах Нью-Йорка (промышленники оставили их из-за резкого скачка цен на землю). К 1960-м лофты, по сути, фабричные здания практически без отделки, но переделанные под студии или даже жилье, оказались на пике моды. Именно в таких помещениях размещали свои студии представители творческой элиты. С тех пор лофты прочно ассоциируются с арт-пространствами.

Конечно, и сам стиль предполагает творчество - огромные пространства, обусловленные высокими потолками и большими оконными проемами, дают ощущение полета фантазии, неограниченного какими бы то ни было рамками. Кроме того, стиль предполагает, по словам Хорена Морозова, партнера и архитектора бюро Frontarchitecture, «голые» кирпичные стены, неспрятанные коммуникации, открытые балки. Этот стиль брутален и прост, подразумевает некоторую незавершенность. Именно поэтому оформление интерьеров здесь может обходиться довольно дешево. Главное - разместить в помещении побольше ярких деталей или арт-объектов, которые также являются основной составляющей стиля - именно они создают индивидуальность. Причем в лофтах можно сочетать несочетаемое - совершенно разные дизайнерские направления.

«В качестве декоративных приемов часто используют граффити, уличное искусство. На таком брутальном фоне по-особому смотрятся винтажные предметы мебели и аксессуары: старые швейные машинки, обшарпанные стулья или даже бывшие фабричные станки, предметы с блошиного рынка. В целом цветовая гамма стиля неброская - серый, коричневый, белый, черный, но не запрещены и включения ярких оттенков мебели и аксессуаров. И все эти элементы могут быть довольно бюджетными, что вполне оправданно», - говорит эксперт.

Правда, по словам Ольги Нерушевой, директора по развитию бизнеса комплекса управления недвижимостью «Группы ПСН», низкая стоимость ремонта лофт-пространств - миф. «Лофт - это реконструкция промышленных территорий, зданий со специфическими планировками. Требуются значительные вложения и время, чтобы вписать современные инженерные системы в такую архитектуру», - поясняет эксперт. Но это, скорее, с точки зрения девелоперов.

Причем настоящие лофты должны находиться только в действительно реконструированных промзонах. Имитация лофт-стиля в новостроях, конечно, допустима, но, по мнению Александра Самодурова, вице-президента NAI Becar, руководителя NAI Becar Apartments, для истинных ценителей концепции подлинность все же имеет принципиальное значение.

О том же говорит Ольга Нерушева: « Конечно, "фейк" всегда останется "фейком", нельзя создать пространство с историей - а это еще одна отличительная черта стиля - только путем включения лофт-элементов в дизайн. "Чистокровный" лофт несет в себе не только внешний антураж, но и глубину с историческим подтекстом».

Стильный ритейл
Безусловно, лофты - модный тренд. При этом популярны такие пространства в первую очередь среди творческих людей и молодежи, а также тех, кто ценит и любит свободу. Поэтому «лофтовые» концепции ритейлеров чаще всего основываются на принципах креатива, ультрасовременности и отсутствия правил.

«Поскольку лофтам присущ своеобразный минимализм (необработанные промышленные помещения), ритейлеры здесь могут выразить практически любую свою идею, сделать упор именно на те ценности, которые отличают их бизнес от конкурентов», - говорит Александр Самодуров. И в наибольшем выигрыше могут оказаться стартапы.

Кроме того, как считает Хорен Морозов, у любого «чистокровного» лофта, то есть реконструированного заводского помещения, есть своя уникальная история, которую также весьма удобно использовать для создания бренда. «Индивидуальность можно основать на "мифологии" - истории места. Когда-то здесь находилась или шоколадная фабрика, или парфюмерный завод, или производство оружия. Любую "подоплеку" можно легко обыграть, связав с собственным делом. Важно, что в таком случае бренд не выглядит искусственно», - поясняет эксперт.

Кроме того, по словам Ольги Нерушевой, историческая основа увеличивает статусность лофт-проектов, что тоже является немалым плюсом именно для начинающих предпринимателей. Открыв свое дело в подобном пространстве, можно уже сразу заручиться поддержкой лояльной аудитории.

Например, с лихвой пользуется этим преимуществом студия цветов Trava, расположенная в лофт-проекте The Loft Club. «Нам очень нравится здесь особая творческая атмосфера. Неоднократно слышали от наших гостей, что, зайдя на территорию комплекса, они как будто перемещаются куда-то за пределы Москвы. Кроме того, на руку нам и универсальность лофта - мы смогли создать собственный имидж, а сейчас иногда меняем обстановку по настроению», - рассказывает Юрий Захаров, совладелец студии.

Умело использовала для создания своего собственного бренда лофт-пространство и студия взгляда Russian Look. «Параллельно с обустройством студии родилось ее название, сформировался особый бренд. Дело в том, что нас, как и лофт, нельзя назвать чем-то посредственным и обычным. Мы не просто наращиваем ресницы, а подходим к своей работе с огромной любовью и главное - творчески. Лофт - отличный помощник в этом. Думаю, что когда мы начнем развиваться, новые точки откроем тоже в лофтах», - говорит директор студии Анастасия Штабова.

Также на основе лофта создали свою концепцию предприятия общепита Mary Jane и «Бумага Bar» в проекте «Даниловская мануфактура». Первое, ресторан авторской европейской кухни, сделало упор на классическом стиле лофта с акцентом на атмосферу исторического лондонского района Уайтчепел. А второе обыграло демократичность таких пространств - заведение ориентировано на молодежь и предлагает недорогие блюда из продуктов отечественных производителей (что уже является своеобразным трендом в условиях санкций).
 
А американский ритейлер отделочных материалов Kourasanit, открывая представительство в Москве, изначально искал именно лофт. В результате офис открыт в арт-кластере Artplay. «Не мы выбрали лофт, а лофт выбрал нас! И это не в новинку для нашего бренда. Подобные концепции уже давно используются и в США, и в Европе, а многие наши заказчики - приверженцы стиля. Все цвета продукции Kourasanit натуральные, и основной - серый, один из оттенков, характерных для стиля лофт. В своих офисах продаж мы наилучшим образом демонстрируем, как можно применять наши материалы. Мы и стиль лофт - это что-то единое», - объясняет Николай Роговцов, генеральный директор компании Kourasanit.

Дизайн-студия «Азбука интерьера» в The Loft Club тоже смогла использовать лофт для создания своего имиджа. По словам Ирины Метляевой, старшего менеджера компании, во-первых, такие проекты сейчас находятся на пике популярности. Во-вторых, что едва ли не самое важное для дизайн-студии, лофты дают неограниченные возможности для создания интересного творческого интерьера. «Лофт предполагает смешение разных стилей. Для нас это очень удобно - заказчики видят в офисе воплощение самых разных идей. Например, у нас рядом с абсолютно классической библиотекой стоят ультрасовременные шкафы. Такое невозможно в других интерьерах. Кроме того, нам нравится, что этот стиль, пожалуй, самый "долговечный" - мода на остальные довольно быстро проходит, лофты же будут актуальны, возможно, всегда. Свою роль играет и территория проекта - здесь создана, можно сказать, европейская атмосфера. Все это положительно сказывается на нашем имидже - и клиенты, и партнеры, в том числе итальянские, очень хвалят наш новый офис (мы сюда переехали из обычного стрит-ритейла в феврале 2015 года)», - делится Ирина Метляева.



При этом открываться в лофтах еще и выгодно - здесь ниже стоимость аренды и цена покупки помещения по сравнению с классическими ТЦ, при желании дешевле обходится ремонт. Согласно данным NAI Becar, арендные ставки, например, в The Loft Club начинаются от 12 тыс. рублей/кв. м/год, а в торговых галереях в среднем они составляют 13 900-180 453 рублей/кв. м/год. В традиционных магазинах цена ремонта равна примерно $1000 за кв. м, в лофтах - от $500.

По словам Хорена Морозова, бюджет ремонта в лофтах существенно снижается за счет выполнения минимальной отделки: можно оставить пол бетонным и стены кирпичными, не закрывать вентиляционные шахты и трубы и т. д. «Мы впервые в жизни, обустраивая помещение, смогли уложиться в меньшую стоимость, чем планировали изначально», - подтверждает директор Trava.

Кроме того, по словам Александра Самодурова, высокие потолки и большие окна обеспечивают хороший доступ естественного света, что крайне важно для удачного представления товаров на витринах и внутри помещения. Это же обстоятельство позволяет экономить на электроэнергии. 

Анастасия Штабова, директор студии взгляда Russian Look:
- Мы открылись здесь совместно со студией одежды для мам и детей Me and Mom в ноябре прошлого года. До этого несколько лет назад у нас был офис в Подольске, и в 2014 году мы решили возобновить свое дело. Подходящее помещение искали довольно долго. Интересно, что когда собирались сюда для просмотра помещения, думали, что вряд ли будем здесь арендовать - цена была выше, чем мы хотели. Но как только мы попали на территорию лофта, поняли, что проект просто создан для нас. В итоге нам удалось немного снизить цену, и мы въехали. Это то атмосферное место, где хочется быть, где хочется работать, это как будто «кусочек Европы». Наши клиенты говорят то же самое
share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер