08 декабря 2016  |  756

Лабораторная работа

40 Евгений Арсенин
share tweet поделиться Email

Запуск культурно-образовательного пространства Охта Lab в «Охта Молл» эксперты уже назвали «новой эпохой ТРЦ». Концепция вызвала интерес петербуржцев и москвичей задолго до открытия и может стать пионером новых развлекательных форматов для торговой недвижимости в России.


«Близнецов»  Охта  Lab  в  мире  нет  –  это  первое  культурно­-образовательное  пространство  подобного  уровня  в  торгово­-развлекательном  центре.  Собеседники  CRE  Retail  отмечают,  что  проект  «своевременен  как  никогда»,  учитывая  закат  эры  «просто  моллов»  и  «просто  покупок»,  и  уникален  прежде  всего  сочетанием  формы  и  содержания  (одновременно  можно  сделать  покупки,  полистать  книгу  в  библиотеке,  посетить  выставку,  лекцию  и  мастер­классы).  Кроме  того,  интегра­ция  многофункциональной  концепции  в  торговое  пространство  преодолевает  некий  барьер,  характерный  для  «отдельных»  арт­-объектов  и  любых  креативных  форматов  в  принципе.  В  Охта  Lab  делают  ставку  на  уникальность  контента  и  формируют  программы  на  основании  пред­почтений  максимальной  части  потенциальной  аудитории.  По  словам  Владимира Бакалова,  директора регионального отделения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области компании «МегаФон»,  Охта  Lab  станет  еще  и  высокотехнологичной  площадкой.  «В  планах,  например,  не  только  лекции  наших  и  приглашенных  спикеров,  но  и  воркшопы,  digital­-митапы,  на  которых  можно  будет  пообщаться  с  экспертами  Сбербанка,  первыми  протестировать  новые  функции  наших  цифровых  продуктов  и  предложить  свои  идеи,  как  сделать  их  еще  лучше»,  –  делится  Никита Чугунов,  управляющий директор департамента «Банк XXI» Сбербанка. 


По  словам  Полины Жилкиной, старшего директора отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield, Охта  Lab  с  его  миксом  из  коворкинга,  библиотеки  нового  поколения,  лектория,  выставок  и  кинопоказов  должен  стать  дополнительным  «яко­рем»,  расширяющим  предложение  неторговой  функции  в  проекте.  «Стопроцентной  синер­гии  оператора  такого  формата  с  классическим  пулом  арендаторов  ТРЦ  нет,  однако  опреде­ленные  преимущества  совершенно  точно  имеются:  посетитель  Охта  Lab  –  постоянный,  лояльный,  регулярно  приходящий  клиент,  –  поясняет  г­-жа  Жилкина.  –  Пользователи  коворкинга  –  это  ежедневные  клиенты  кафе  и  ресторанов;  лекторий  и  мастер­классы  единовременно  собирают  большое  количество  лю­дей,  многие  из  которых,  вероятно,  задержат­ся  в  торговом  центре  и  после  мероприятия.  Финансовую  эффективность  такого  симбиоза покажет  время,  однако  уже  сейчас  можно  с  уверенностью  сказать,  что  это  стремительно  набирающий  популярность  тренд  и  шаг  в  правильном  направлении». 


Несмотря  на  положительные  отзывы  о  самой  концепции  проекта,  эксперты  обращают  внимание  на  то,  что  данный  проект  –  это  история  не  о  прямом  зарабатывании  на  арен­де  площади,  а  о  формировании  лояльности  посетителя  и  поиске  еще  одной  возможности  заманить  его  в  торговый  центр  и  заставить  вернуться  снова.

 

Екатерина Тимофеева, управляющий директор ТРЦ «Охта Молл»


Российский рынок торговой недвижимости последние два года переживает тяжелейший кризис, но вы именно сейчас реализуете весьма затратный и, казалось бы, заведомо некоммерческий проект. – На самом начальном этапе работы над концепцией «Охта Молл» мы искали для проекта новую идею, уникальный формат, который сможет привлечь новую аудиторию и выделить наш проект на карте торговых центров Санкт‑Петербурга. Так появилась концепция нового торгового центра, которая включает не только классические составляющие – торговую и развлекательную, но и культурную и образовательную функции. Они реализованы в пространстве Охта Lab. Даже за короткий стартовый период проекта успешность нашей идеи уже подтвердилась: еще до открытия Охта Lab формат вызвал большой интерес, а после запуска проекта он нашел свое проявление в высокой посещаемости нового пространства.


С какими сложностями вам пришлось столкнуться сразу после начала реализации? – Главные были связаны с тем, что мы формировали абсолютно новый продукт. Не шло речи о бенчмаркетинге – все по‑новому, без отработанных процессов и проверен‑ных решений. Мы с нуля разрабатывали бизнес‑модель, продумывали позиционирование проекта, как он будет интегрирован в торговый центр, какие бонусы он принесет проекту в целом. Отдельного внимания потребовал вопрос дизайна и застройки пространства. Оно должно было объединять сразу несколько функций, при этом одна из них – библиотека – достаточно специфическая и предполагает определенные технические требования. Книжный фонд библиотеки Охта Lab насчитывает 7000 изданий, и им нужно обеспечить сохранность. Мы совместно с дизайнерским бюро искали оптимальные решения, которые сочетали бы эстетику и функциональность.


Пригодился ли уже имеющийся мировой опыт в разработке и внедрении подобных концепций? – Идея открыть библиотеку в пространстве Oхта Lab, например, возникла после пропертитура по торговым объектам Стокгольма – в шведском торговом центре Kista работает муниципальная библиотека. Нас заинтересовал такой подход, понравилась организация пространства, и мы решили перенять этот опыт. Важным моментом в реализации этой идеи стали переговоры с городской администрацией: мы презентовали проект комитету культуры и получили поддержку. Нам повезло, что нашим партнером стала одна из старейших библиотек города – Центральная городская публичная библиотека им. В. Маяковского. Библиотека уже доказала свою востребованность – в первый же день ее работы было выдано более 100 читательских билетов. Еще около 200 посетителей взяли книги по уже действующим абонементам.


Как на фоне экономического кризиса в России разрабатывалась бизнес-модель? – Бизнесмодель развития проекта разработана до 2018 года. В 2016 году мы сфокусированы на формировании содержательного контента проекта, однако его коммерциализация также уже реализуется. У Охта Lab есть два стратегических партнера – «Мегафон» и Сбербанк. В дальнейшем будет расширено число коммерческих арендаторов, два уже работают – это кофейня «Даблби» и магазин лонгбордов. У нас есть предложения для резидентов по аренде помещений пространства: переговорных комнат, лектория или рабочих мест в коворкинге. Еще одна возможность для развития коммерциализации проекта – продажа сувенирной продукции.


Кира Тайманова, куратор проекта Охта Lab


Что вы считаете в Охта Lab особенно ценным для посетителей? – Можно отметить, например, формат дебатов. Известный проект живых дебатов со сцены Intelligent Square старто‑вал в Лондоне в 2002 году и сегодня с успехом идет по всему миру – в США, Австралии, Гонконге и других странах. В дебатах принимают участие мировые лидеры в сфере бизнеса, науки и культуры. У нас в стране пока такой формат не представлен, прежде всего вживую, в офлайн‑режиме. Далее – в Петербурге и в России в целом есть много креативных пространств, библиотек и коворкингов, но в Охта Lab они аккумулированы в единое целое и функционируют вместе в пространстве, специально для этого предназначенном. Цель Охта Lab – познакомить с культур‑ным и научным современным контекстом наиболее широ‑кую аудиторию, сделать культуру и образование частью повседневной жизни. Мы постарались сделать также уникальным дизайн‑пространство. Источником вдохновения стали офисы международных компаний Google и Airbnb. В результате мы получили интересный, яркий и необычный дизайн в скандинавском стиле. И все-таки зачем петербуржцам, избалованным культурными событиями, приезжать именно в Охта Lab?– Понимаете, ведь Охта Lab позволяет нашим гостям закрыть сразу целый ряд интеллектуальных и культурных потребностей. Здесь можно почитать книгу в читальном зале библиотеки, посетить выставку, послушать дебаты. Кстати, спикеры, которых мы приглашаем выступать, нехарактерны для петербургской аудитории. Как правило, они приезжают из Москвы и многих из них практически невозможно услышать в Петербурге, тем более в интерактивном формате. Как показывает опыт, проект – это живой организм: по мере реализации он начинает развиваться в направлении, которое на его старте нередко не‑возможно даже предположить. Проект живет, вызывает резонанс – и уже не только мы определяем его будущее. Начинают поступать предложения от партнеров и потенциальных участников, мы видим живую реакцию на то, что мы делаем, и на основании этого в режиме реального времени продумываем пути дальнейшего развития.

share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер