14 ноября 2015  |  2435

Дети цветов

CRE Retail № 31 / ноябрь 2015 Евгений Арсенин
share tweet поделиться Email
Цветочный бизнес, по-прежнему считающийся одним из наиболее закрытых и криминализированных, на фоне кризиса и возможного введения эмбарго на поставки из-за границы может пережить настоящий ренессанс.

Российский рынок цветов по-прежнему условно делится на три части: магазины у метро (здесь традиционно представлен ассортимент в стиле «и в пир, и в мир»), салоны цветов в ТРЦ и БЦ, а также брендированные салоны и бутики в стрит-ритейле. Есть еще легендарные цветочные базы на Киевском и Рижском рынках, а также интернет-проекты, однако по разным причинам эксперты выделяют их в отдельные ниши. «И если еще пару лет назад у каждой станции метро можно было увидеть несколько цветочных палаток, то сейчас все выглядит иначе, - говорит Илья Фокин, директор департамента брокериджа NAI Becar. - После принятия закона об их сносе появились новые форматы, например, компании “Мосцветорг”, “Русцветторг”, которые арендуют помещения на первых этажах, подвальные площади под специализированные цветочные магазины с холодильными камерами. Что касается крупных цветочных баз на Киевском и Рижском вокзалах, то они по-прежнему живут своей жизнью, привлекая покупателей низкой оптовой стоимостью цветов».

По словам Лалиты Парамоновой, исполнительного директора компании Florista, цветочный бизнес за последние годы претерпел кардинальные изменения. «Появились крупные сети магазинов цветов, бизнес стал более цивилизованным, значительно улучшилось качество товара и стиль взаимодействия с клиентами, - перечисляет эксперт. - конечно, и сам ассортимент цветов стал намного более разнообразным: в последнее время появилось много экзотических растений, и подход к составлению букетов тоже очень сильно изменился». Рынок практически полностью очистился от так называемой старой гвардии, отмечают в студии цветов Trava. «Уходят неинтересные проекты, - делится Юрий Захаров, владелец студии цветов Trava. - их смещают компании, где молодые и талантливые предлагают клиенту за те же деньги совсем другое качество и ассортимент. Наш бизнес, например, начинался с хобби - маленького холодильника и мастерской площадью 12 кв. м. Жена - флорист, и мы предлагали недорого европейские букеты с доставкой. Сейчас Trava выросла: 12 м занимает только холодильник, а площадь мастерской - 60 кв. м. В целом на рынке все стало намного жестче: усилилась конкуренция, закрылось множество качественных проектов. новичкам кажется: цветочки, красота, легкий бизнес. на самом деле все очень сложно - начиная от задержек поставок, заканчивая форс-мажорами с клиентами, которые, скажем, выписали огромный букет, а потом часами не берут трубку».

По словам Лалиты Парамоновой, в сегмент тем не менее постоянно приходят новые брендированные проекты, открытые самостоятельно или по франшизе. «Появились, например, интернетмагазины цветов, где можно заказать букет, который доставят по адресу в течение часа, - делится эксперт. - Конечно, это будет что-то не слишком сложное, скорее всего, букет из цветов одного вида. Но тем не менее это очень удобный сервис, который непременно станет востребованным. Набирает обороты вендинговая торговля, а еще совсем недавно купить цветы в автомате казалось странным».

Цветочные магазины или вендинговые автоматы при этом уже много лет входят в стандартный пул арендаторов ТРЦ, БЦ и жилых комплексов. «Во многих местах вам будут рады и заключат договор о том, что вы будете “единственными цветами”, - продолжает г-жа Парамонова. - Наличие хорошего салона цветов в бизнес-центре или торговом комплексе повышает его привлекательность для посетителей и съемщиков площадей, так что это, бесспорно, выгодно и для арендодателей. Например, наша компания специализируется на корпоративных продажах, поэтому выбор пал на бизнес-центр - открыли салон в комплексе, где находятся офисы наших корпоративных клиентов, в “Олимпия-парк”». 

Однако намного чаще, по оценкам аналитиков NAI Becar, цветочные магазины выбирают помещения в стрит-ритейле. «Тут стоит выделить два формата - помещения около метро площадью от 40-100 кв. м, например, сеть салонов цветов “Оранж”, - делится Илья Фокин. - Ставки аренды на помещения площадью 40 кв. м - от $1000 до $2500 за кв. м в год. Есть и более крупные форматы (100150 кв. м), располагающиеся в пешей доступности от метро (10-15 минутах), цена аренды таких помещений не превышает 20 тыс. рублей за кв. м в год. Это первые этажи и подвальные помещения, оборудованные холодильными камерами». Для интернетмагазинов же, по словам собеседников CRE Retail, весьма востребованы площади рядом с оптовыми цветочными базами. «Многие базы даже сдают в аренду свои помещения для таких проектов - очень удобно и выгодно, не нужно держать цветы в наличии, сходит на нет такая неприятная вещь, как списание цветов, - перечисляет Юрий Захаров. - За счет этого и низкой стоимости аренды цены в таких проектах всегда ниже, чем в салонах».

Импортерам по-прежнему принадлежит в некоторых сегментах до 90% российского рынка цветов, сообщают эксперты. Поставками в Россию цветов из Голландии, Эквадора, Колумбии, Израиля и других стран занимаются «под ключ» сотни компаний, а также игроков, специализирующихся на отдельных нишах. До 70% цветов ввозится по серым схемам, ежегодно в Россию прибывает до 40 тонн цветов. До кризиса темп роста рынка срезанных цветов составлял 25-30% или около $2 млрд в год. Оценить рынок теперь, по словам игроков, практически невозможно - на фоне роста курса валют и возможного введения эмбарго поставщики, даже некогда легализовавшие бизнес, возвращаются к серым схемам. Букеты стали много скромнее и дороже уже сейчас, а средний чек вырос лишь в связи с ростом курса доллара и евро и составляет от 2000 до 4000 рублей. Российским покупателям для того, чтобы зайти в цветочный салон, все еще нужен повод, и сегмент традиционно «вытягивают» продажи на 8 марта, 1 сентября и 14 февраля. по этой же причине самым популярным цветком остается красная роза - у нас все еще хотят, чтобы букет в первую очередь «впечатлял». Немного иная ситуация в Москве и Петербурге, где задолго до кризиса успел сформироваться новый класс потребителей. Эти клиенты покупают букеты в любое время года, предпочитая акварельные полутона полевых цветов и следя за сезонными флористическими коллекциями. именно они же стали покупать не меньше, а больше цветов с началом кризиса, считая их лучшим лекарством от стресса. «Ну а импортозамещения у нас практически нет, поэтому, если у кого- то есть много миллионов рублей, очень советую заняться этим делом, конкуренции ведь никакой, - советует Юрий Захаров. - Все запреты по факту ведут к тому (ведь уже ввели санитарный контроль и ограничения, которые мы называем “из-за фито чего-то”): цветы есть, но только еще дороже, их возят через другие страны. Они едут к нам теперь дольше, а значит, качество немного падает. Голландия как продавала, так и продает, только в цепочке зарабатывающих прибавилось еще пара ртов, будем получать “белорусские цветы”. Вообще цветы последние полгода дорожают постоянно». В NAI Becar парируют: розничные сети проводят диверсификацию поставок уже сейчас. «Да, пока это в основном небольшие партии, но контакты уже налажены, и в случае необходимости объемы поставок могут быть увеличены, - говорит Илья Фокин. - Конечно, российские производители хотят увеличить долю рынка. Некоторые успехи есть, но, учитывая достаточно высокую стоимость данного производства (семена, оборудование, технологии в основном импортные), а также родную бюрократию и нехватку средств, то мы понимаем, что процесс будет мучительно долгим».

Выращиванием цветов в России традиционно занимаются на юге, однако набирают обороты проекты так называемых «северных цветов» - теплицы возводятся не только в средней полосе, но даже в Сибири. Слабым местом российских цветоводов по-прежнему остается нестабильное качество (цветы выращиваются зачастую в старых советских теплицах), сложная логистика и ограниченный ассортимент. По оценкам экспертов, строительство объекта площадью 3000-4000 кв. м для выращивания цветов обойдется не менее чем в $500 тыс. «Но даже если запретят, например, цветы из Голландии, кардинального изменения рынка не произойдет, - полагает Лалита Парамонова. - Самое худшее, что может случиться, это увеличение стоимости примерно на 10-15%. - В этой ситуации цветы будут доставлять из Эквадора и Колумбии, путь поставки станет длиннее, поэтому цены немного повысятся. Но мы постоянно имеем дело с повышением цен в связи с валютной ситуацией, так что это никого уже не пугает - к такому сценарию участники рынка готовы».

Помимо собственно цветов, практически каждый проект занимается продажей «сопутствующих» товаров (открытки, мягкие игрушки, авторская керамика и т. д.), а также развивает смежные направления. «Мы озеленяем общественные пространства, занимаемся ландшафтным дизайном, аромамаркетингом - это общепринятая в мировой практике линейка услуг, предоставляемых одной компанией, - перечисляет Лалита Парамонова. - Еще аромамаркетинг - сравнительно новое направление для России, создание ароматического имиджа становится одним из трендов в оформлении коммерческих площадей, подчеркивая уровень компании, создает комфортную среду, выполняя целый ряд других задач».

По разным данным, ввиду курса на импортозамещение к середине следующего года в сегмент цветов могут выйти относительно непрофильные инвесторы. «После того как все “наедятся” сыроварнями и овощами, наступит время цветов, - делится собеседник CRE Retail в одном из российских агрохолдингов. - Например, собственников нашего бизнеса останавливает пока исключительно отсутствие знаний и изобилие иностранных конкурентов. Но нет сомнений, что даже в этой ситуации свободных ниш на рынке - пруд пруди, и тот, кто масштабно вложится в российское цветоводство первым, снимет все сливки». 


share tweet поделиться Email
Подпишитесь на новости
Свежий номер